Алексей Юсев (yusev_alexei) wrote,
Алексей Юсев
yusev_alexei

Categories:

"Темный рыцарь" (К. Нолан, США, 2008)

Так как «Русский журнал» почил до своей следующей реинкарнации в сентябре, то тексты они принимать пока перестали. Но фильм «Темный рыцарь», о котором я собирался туда писать, таил в себе столько вещей, что держать их в себе не хочется. Посему рассказываю Вам о том, что заложено в главном фильме лета.

Освещение темных сторон «Темного рыцаря»

Прежде всего, оговоримся, что каждый режиссер создавал свой мир Бэтмена. И каждый из них был условно связан с одноименным комиксом. В 50-х годах, Бэтмен в комиксах вообще был комиком, на пару с Робином. Образ супергероя реанимировал Фрэнк Миллер в 70-х. Краткую историю этих перетурбаций можно прочитать здесь.



В чем отличие Бэтмена Нолана от всех остальных? Прежде всего, режиссер двух последних фильмов (вкл. «Бэтмен: Начало»), производит демифологизацию супергероя, как и всех других персонажей-сверхлюдей. Классический образ формирования «комиксового» персонажа – это техногенное происшествие (инициация), после чего получается супергерой или суперзлодей (в зависимости от прошлых качеств). Классический мир обитания суперперсонажей – это сказочный мир, соседствующий с реальностью. Суперперсонаж не может быть убит людьми – его может уничтожить только точно такой же герой, родом из комикса. Нолан же «редактирует» стиль подобного кино. Уже в «Бэтмен: начало», он показывает нам богача, который путем физических тренировок и штучного технического оборудования, доходит до определенного статуса. Становится ли он от этого настоящим супергероем, знакомым нам по комиксам? Нисколько. Весь волшебный антураж обмундирования нарушается вполне земным способом его изготовления. Кстати, его защитный потенциал уязвим, и не защищает от укусов собак.



Джокер: Этот противник тоже не имеет ничего общего с ранее широко известным Джокером в исполнении Николсона. Купанию в химикатах, что сформировало персонажа Николсона, противопоставляется вполне земное безумие. Леджер безумен, но не сверхприроден. Желанию Николсона быть изображенным на однодолларовой купюре, здесь противопоставляется безразличие к деньгам (эпизод сжигания тонн купюр). На самом же деле, за мотивами поведения Джокера Леджера стоит не комиксовая основа, а вполне земная модель поведения фигуры террориста. Джокер из «Темного рыцаря» - это архетипическая модель террориста, фанатика без понятий («раньше у преступников был хоть какой-то кодекс поведения» говорит погибший в банке сотрудник). Джокер Николсона был главой мафии (помощником босса до превращения), Джокер Леджера максимум только сотрудничает (заключает сделки в своих интересах) с преступными группировками, оставаясь независимым от них.

Как я уже замечал, супергероя не может убить человек. Он, можно сказать, бессмертен. Джокера тоже теоретически не может убить человек. Однако в нескольких эпизодах, жизнь Джокера висит на волоске при совсем нетипичных обстоятельствах. Он угрожает взорвать себя вместе с мафиози. Ранее, лишь обманом спасается от рук подельника-грабителя банка, пытавшегося просчитать на ход вперед, кто кого может убить. В том же эпизоде он прячется от выстрелов дробовика за стойкой, хотя супергероя не должны брать пули, выпущенные смертными. И, конечно, эпизод с притворившимся мертвецом: режиссер обманывает зрителя тем, что, в принципе, произойти не может. В довершении всего, Джокера идентифицируют по отпечаткам пальцев как бывшего психиатрического больного. Несколько вариантов (скорее всего ложных), озвучивается им о том, что его сделало таковым. Нолан выдает как вариант происхождения - психологические мотивы, что явно отменяет какую-либо инициацию психопата на пути к Джокеру. (но здесь, конечно, ещё присутствует игра со структурой произведения, над которой тонко стебется сценарист, он же режиссер, одновременно оставляя становление Джокера загадкой)



В дополнение к демофилогизации героев, необходимо сказать и о демофилогизации пространства/места действия. Готэм-Сити Бертона – это оригинальная, сказочная архитектура. «Темный рыцарь» в первом же кадре показывает нам панораму современного крупного города. В итоге от комикса не остается и следа, и зритель мысленно допускает, что всё происходящее на экране, вполне может быть на самом деле. Супергерои смертны, а злодеи наказуемы. Всё это приводит к такому эффекту присутствия и соучастия зрителя, что он поневоле придает всему наблюдаемому конструкции восприятия мира окружающего, и эта модель ни разу не дает сбой.


Так как время сейчас предвыборное, то мало какой агажированный фильм о борьбе добра со злом не обходится без политического оттенка риторики. То, что «Темный рыцарь» будет связан с до сих пор актуальными событиями, было ясно уже загодя из афиши, где взрыв на фоне небоскреба имел очертания летучей мыши, что относило к 9-11. Но, я, например, не ожидал что фильм окажется настолько политизированным. Причем, представляя собой апологию консерватизма. По сути же, «Темный рыцарь» представляет собой возвеличивание республиканцев, их взгляда на разные области политики, и оправдывание их методов, вызывающих нарекания со стороны гражданского общества и противоположного партийного стана.



Прежде всего, Бэтмен не является главным героем в фильме (в лучшем случае – он один из них). Главный герой – Харви Дент. Именно его любит всё действие картины бывшая (не переставшая быть нынешней) девушка Бэтмена, что нарушало бы классическую схему сюжета, будь супермышь главным действующим лицом. Харви Дент сильнее, он может своим усилием за один раз упрятать за решетку полтысячи человек, что не смог бы ни один Бэтмен. И именно миллионер Брюс Вэйн оказывает поддержку Харви Денту, устроив прием в честь него. (Здесь республиканцы себе потрафили в желании отобразить поддержку богатых спонсоров). Но главное то, что Бэтмен – это темная сторона Харви Дента, воплощающий в жизнь действия решительной власти, но незаконным способом. Эти отношения, озвучиваются в фильме напрямую: когда Харви Дент прелюдно заявляет, что он и есть Бэтмен, и когда Бэтмен просит списать на него расправы Дента над коррумпированными полицейскими. Кстати, внешность Харви – волевой подбородок, на котором Рэйчел акцентирует внимание на приеме, закрыв верхнюю половину лица ладонью - это архитепическая физиогномика республиканца. Один из двух важных, на мой взгляд моментов – это скупые мужские демонстративные хлопки таких же волевых, как и окружной прокурор, людей, которые адресованы Харви после того, как он выдает себя за Бэтмена. После того, как Харви Дент обретает свою вторую «темную» половину, Бэтмен ему уже не нужен: он сам вершит правосудие, убивая в отличие от Бэтмена плохих полицейских. Но совершить настоящее преступление ему не суждено; впоследствии же все эти преступления спишут на супермышь. Сцена, когда мы в последний раз видим Харви, состоит в поворачивании его лица с обгоревшей части на нормальную (обеление истории)

К республиканцам в фильме есть и прямая отсылка: В первом же эпизоде фильма, когда мы видим имя Бэтмена на доске в полицейском участке, то там под словами «Batman suspects» («Бэтмен: подозреваемые») изображен Авраам Линкольн (первый президент от республиканской партии) и снежный человек.

Какие же упреки общества, предъявляемые стоящим в данный момент у власти республиканцам, оправдывает фильм? Прежде всего, это отношение к террористам. Методы борьбы с террором, здесь показаны как невозможные в системе правовых координат разумного, уважающего права личности, мира.

Оправдывание пыток и плохого отношения к правам заключенных: Джокер просит совершить звонок, - вполне законное право задержанного. Фильм демонстрирует последствия - сигнал телефона, одним своим фактом детонирует взрывное устройство в животе заключенного (этакий пояс шахида).

В другой сцене, когда во время допроса, оказывается что Бэтмен находился всё это время в камере, действие заставляет признать, что только превышение полномочий при такой рутинной процедуре, способно принести плоды и спасти жизни. Бэтмен здесь – всё та же темная сторона власти, как силы, столкнувшейся с террором. Его визуализация - это следующий, крайний шаг, последовавший за неудачей от обычной законопослушной тактики ведения допроса. И спасти жизнь заложника(Рэйчел), здесь отождествляется со спасением именно эффективной формы власти (Харви Дента), которая противостоит беспределу. Кстати, способ незаметного появления, как и исчезновения, говорит о том, что Бэтмен был здесь и никуда не исчезает, - он лишь незаметная до поры сторона силы власти (исполнительной на разных уровнях – прокурор и комиссар). К темным же силовым способам (войны за теракты) власть прибегает лишь из-за действий Джокера, провоцирующего убийствами её на эти поступки – показать лицо чтобы упредить очередное убийство.



Китай: Как и в первом фильме, пнули Китай – этот новый жупел-страшилку настоящего и будущего американской кинопропаганды. Уже в первом фильме, могучая кучка под предводительством персонажа японского актера Кена Ватанабэ, укрылась в горах Азии и вынашивала планы против Америки. Причем называлось 2 тысячи лет козней (очевидно, что срок означает противление христинской цивилизации: США в 10 раз моложе, а ислам возник попозже). В одной из оговорок, террорист сказал: «Мы наводняли трюмы чумными крысами, желая вашей смерти». А чума в Европу проникла как раз из Азии по шелковому пути.

В «Темном рыцаре» Китай не упоминается напрямую, хотя «вторая система» есть «одно государство». Фирма, с которой не заключает договор – китайская, и она на первый взгляд проверявших чистая, но после оказывается, что грязная. Тень хорошо легла на образ китайских бизнесменов. Кстати, эпизод в Гонгконге оправдывал проведение международных антитеррористических локальных операций, которые разрешают использование сил ЦРУ за рубежом, если это касается спонсоров терроризма. ЦРУ, кстати, в действии фильма тоже участвовало, оказав помощь Бэтмену в срочной эвакуации самолетом.

Оправдывание большого финансирования спецслужб: Чиновник из корпорации Вэйна обнаружил, что часть средств уходит не по назначению. Затем он решил предать всё огласке, включая реальное лицо своего хозяина. Джокер лишь пригрозил тому страшными последствиями, предпочитая ожидание раскрытия инкогнито в эквиваленте убитых. (Здесь республиканцы тоже себе потрафили, показав что будет с теми, кто будет мешать осуществлять полулегальные махинации с финансированием, включая гнев народа (попытки простых людей убить юриста) и возмоную эскалацию насилия). Кстати, Вэйн перевел деньги, ранее нелегальные, в какой-то правительственный военный фонд (детали, к сожалению, не помню).

Оправдывание нарушения конфиденциальности данных: Система, которая прослушивает все телефоны в Готэм-Сити, - это нарушение гражданских свобод, которое, кстати, после 11 сентября имеет законодательную основу. В фильме показано, что даже Бэтмен (как темная сторона власти) не берет на себя морального права пользоваться этой тотальной прослушкой. Он доверяет эту миссию, в целях найти Джокера и помешать тому убить людей, самому честному человеку(Морган Фримен), часто играющему Бога в других фильмах. Тот с оглашается, но при условии, что на время до того как Джокера задержат. А система и не предполагала дальнейшего использования....по замыслу Бэтмена. Как и оправдывание прослушки частных разговоров в США, она обусловлена лишь задачей поиска и нейтрализации террористов. Не более...



Ложный след Джокера(извините, уж, чересчур, конспирологическое предположение): Увещевания Джокером Харви Дента в больнице, который (Леджер) убеждает что он не плановик, и не мог осуществить такой сложный план, оказываются обманом (Джокер после этого сам осуществляет хитроумный план). А что за хитроумный, тщательно спланированный план был в истории США не так давно, чье авторство до сих пор под вопросом? 11 сентября. Этим эпизодом республиканцы хотят показать, что с позиции террористов и прочих неразумных, в терактах виновны коррумпирование органы внутри самой власти, и что они пытаются навязать общественному мнению (мы, террористы не плановщики! Это силовые органы сами сделали). Далее по сцене, Джокер на все лады нажимает кнопки на пульте взрывного устройства (чего до этого ни в одном эпизоде взрыва нет, - они обезличены), наглядно показывая что он врал.

Очень глубокий эпизод с двумя суднами, каждое из которых может взорвать другое. Прежде всего, разделение пассажиров этих судов, можно провести как виновные/невинные. Взять на себя право убить виновных могут обычные, законопослушные люди,(пассажиры обычного судна), но в таком случае они после этого сами станут виновными (уже в гибели арестантов). Решать кому жить, а кому умереть, в правильной трактовке – удел всевышнего, на что в итоге и полагаются пассажиры обоих суден. И он, руками Бэтмена, их не подвел. Как следствие же из этого, можно отметить, что пассажиры судна – обычные люди, хоть и большинством проголосовав за убийство преступников, в итоге признало право на их сосуществование с собой. Примириться с преступлением, признать право на него, как основание не для смерти а для жизни, - вот метафора создателей картины, которые подталкивают зрителя к сосуществованию с преступлениями, которые плодит власть в реальной жизни. Сочувствие к преступлению, его признание и легитимизация перед лицом более масштабной угрозы, которая может уничтожить всех – это попытка навязывания выбора меньшего из двух зол, - террор или ущемление гражданских прав.



Есть в фильме несколько киноманских моментов для внимательных. Бэтмобиль, который взрывается после попадания гранатометом, таким же образом подставляется под удар, что и «Ламборджини» (которая менее заметная машина, по словам дворецкого) Вэйна. В эпизоде погони за полицейским фургоном с Харви Дентом, полицейский вертолет не может обойти препятствие в виде натянутых проводов, а байк Бэтмена спокойно проезжает между стоящими автомобилями, отрывая у них боковые зеркала.


"Темный рыцарь"
The Dark Knight
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Кристиан Бейл, Мэгги Гилленхол, Хит Леджер, Гэри Олдман, Морган Фримен, Аарон Экхарт
США, 2008

Tags: "Темный рыцарь", Нолан, кинорецензии, позитив, супергерои
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments