Алексей Юсев (yusev_alexei) wrote,
Алексей Юсев
yusev_alexei

Categories:

"Интерстеллар" (К. Нолан, США/Великобритания, 2014)

Посмотрел второй раз "Интерстеллар". Мандраж ушел и это помогло мне спокойно воспринять фильм. Увидел я в нем нечто большее, чем мог представить, если кратко, - много библейских отсылок. Это объяснило и сделало понятными места, которые при первом просмотре посчитал громоздкими (а некоторые называют "переусложнением сюжета"). В общем, могу сказать, что это шедевр, хотя ранее не использовал подобного определения в отношении картин Нолана, которые мне больше чем нравились. О библейских параллелях "Интерстеллара" - ниже. В иностранных блогах эта тема поднимается, но какого-то большого вменяемой статьи не обнаружено. Текст со спойлерами, поэтому тот, кто не посмотрел - бегом в кино! (на экранах компьютеров просмотр противопоказан). Или можно почитать другой мой текст про этот фильм, без спойлеров.



Новый завет "Интерстеллара"

посвящается жене


"Интерстеллар", разумеется, не является строгим следованием библейским текстам. Если бы это было так, то фильм назывался бы по-другому (например, "Новый завет")) Поэтому, любая интерпретация в религиозном ключе будет выглядеть не всеобъемлющей, но это не отменяет большого числа параллелей и сюжетного сходства источников. Автор сих строк не претендует на истину в последней инстанции, но свято верит в достоверность большинства написанного.

В авторах сценария "Интерстеллара" числятся братья - Джонатан и Кристофер Ноланы, причем, первый работал над фильмом изначально, когда проект разрабатывался под Спилберга, с марта 2007-го. В 2012-м к проекту присоединился Нолан, который подредактировал сценарий под себя. В итоге, композиционно, "Интерстеллар" стал напоминать "Человека из стали", где Кристофер был продюсером и (вторым) соавтором сценария, вместе с Гойером. В обоих случаях сверхчеловек спасает население своей умирающей планеты, а такие детали как засасывание в черную дыру, которая потом схлопнулась и путешествия по мертвым межгалактическим колониям, выдают одного автора с головой. Меж тем, "Человек из стали" обильно наполнен библейским символизмом, о чем я писал ранее, где также давал ссылки на западные пространные тексты про то же. Немудрено, что часть этих аллегорий перекочевало в "Интерстеллар".

Идея людского общества, которое обречено и чье будущее тщетно, восходит к идее первородного греха. Причем, поколения живут надеждой, уповая на раскрытие профессором Брендом формулы гравитации, но, как выясняется, надежда эта мнимая и ученый об этом осведомлен. То есть, концепция первородного греха делает тщетным человеческое спасение и ветхозаветный бог молчит, игнорируя устремления людей к благодати.Можно даже связать профессора Бренда с Моисеем, а Купера с новозаветным пророком, разрушившим прежнюю круговую поруку и освободившего человечество. Куперу, согласно сценарию, 33 года, как Иисусу в ключевое для него время, а число отправленных на другие планеты астронавтов - 12, соответствует 12 апостолам (хотя в иностранных блогах нашел другую интерпретацию - 12 колен Израилевых, что на мой взгляд, не совсем верно, но кого-то подвигнет к размышлениям). В пользу версии с апостолами свидетельствует их отправка распространять знания по Библии и один предатель в "Интерстелларе", то бишь Иуда, причем решающий удар шлема о шлем можно засчитать за поцелуй.



Итак, 33-летний астронавт летит в космос, чтобы спасти Землю и ее обитателей. В межзвездных глубинах он принимает решение уйти в черную дыру, так как это единственный выход для человечества. Тессеракт, куда он попадает, создан сверхцивилизацией, которая лично себя не проявляет, но плоды ее дел имеются. Формой общения внутри пятимерного пространства является любовь, что достаточно эксклюзивно для кинематографа, где в каждом втором фильме персонажи апеллируют к данному чувству. "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.". Выход из тессеракта есть Воскресение. Причем, в процессе, Купер (как дух) протягивает сквозь измерения руку Брэнд, что отсылает к библейскому мотиву появления воскресшего Христа перед Марией Магдалиной, включая сопровождающее мерцание в кадре. На Земле послания Купера записывают в книгу (вероятно, отсылка к Библии) и связь с ним устанавливается путем часов. Одно из значений слова Ghost, как называют таинственного незнакомца - дух или божественный дух (способ номинации Бога). В эпизоде, когда Купер дергает за гравитационные потоки над циферблатом, стрелки часов стоят на 3 и 9, что в комбинации с ремешками образует крест (распятие). Дочь Купера, в свою очередь, выбегая к брату, говорит о том, что отец не оставлял их и всегда был рядом. Ранее она отрекалась от отца, а семья пришла к тому, чтобы дети называли прадеда дедом, что ставило Купера вне родственных связей, что усиливало его внеземной ореол.

Есть и другие отсылки, которые можно истолковывать разными способами. К ним относится название проекта - "Лазарь". Будто вся миссия направлена на то, чтобы оживить людей, которые не могли просуществовать более двух лет в своих модулях, без использования криотехнологии. Формально, Купер воскрешал их, но с командой. Но Иисус тоже был не один во время данного библейского эпизода, и в разговоре с учениками он называет смерть Лазаря сном (да и мешок у Нолана на погребальный саван похож).

Из прочих использованных в фильме отсылок, правда, не включенных активно в действие, можно назвать стихотворение Дилана Томаса "Не уходи безропотно во тьму". Автор был католиком по убеждениям, но исследователей его творчества в данном случае смущал символизм образов, как несоответствующий христианской традиции. У Томаса бог не является светом, но даже если поэт обнаруживает свое безверие, то Нолан делает обратное. И вот самая сильная тьма в "Интерстелларе" становится предвестником света. В прочие доказательства следов религии следует записать саундтрек Циммера, обильно использующий органную музыку, что не характерно для композитора. Причем партитуру композитор записывал в Лондонской церкви Темпл, XII века. Интересно использование имени Гаргантюа для названия черной дыры. У Рабле данный персонаж был образом отхода от средневековой религиозности. То есть, эпизод с поглощением планет черной дырой может быть истолкован как наступление безверия на религию (при этом варианте тессеракт не являлся частью черной дыры). Насчет причины природных катаклизмов Земли, похожих на 2 египетских казни (хотя в Библии полно и других сюжетов с неурожаями), в фильме звучит фраза про неуемное потребление. Выбор Макконахи на главную роль, возможно, был также связан с его работой в фильме "Контакт" (1997), - картине со схожей тематикой, где актер играл проповедника.



Если принять во внимание все вышесказанное, то можно смело назвать "Интерстеллар" выдающимся фильмом, органично соединившим в себе религиозные мотивы и передовую астрофизику. В данной парадигме истолкования картина Нолана становится еще ближе направленности "Космической одиссее: 2001" Кубрика, но придает посреднику космического знания библейский окрас. Становится понятно, почему в фильме нет юмора: ответ стоит поискать в факте утраты части "Поэтики" Аристотеля. Получается, что весь внутренний мир картины Нолана пропитан незримым присутствием и подвержен влиянию божественного, за исключением роботов, которые благодаря своему "свободному" разуму могут шутить.

Не могу не дать интересную ссылку по теме: краткий пересказ сценария "Интерстеллара", образца 2008 года (есть ссылка и на полный), с агрессивными китайскими роботами, замерзшей Землей, сексом между героями и т.д.. Теперь очевидно, что именно Кристофер Нолан являлся движущей силой изменения проекта в сторону его консервативности и религиозной метафоричности.
Tags: "Интерстеллар", Нолан, религия
Subscribe

  • "Интерстеллар" (К. Нолан, США/Великобритания, 2014)

    Сайт Рабкор, на котором я публиковался последнее время, взломали (это, среди прочего, означает битые ссылки во всем ЖЖ(((). Заработает он нескоро,…

  • Супермен как мессия

    На Супермена надейся... Ранее последний фильм Зака Снайдера рассматривался автором этих строк на предмет происхождения главного героя и его…

  • Перезагрузка Бэтмена

    идеальная троица по замыслу демократов - команда предыдущего созыва Хотелось бы прокомментировать выбор Бена Аффлека на роль Бэтмена в сиквеле…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments